Древнеегипетский словарь

 

Бальзамирование


Џумия стала в наши дни одним из самых ярких символов древнего Египта — бессловесное доказательство материальной победы египтян над разрушительной силой смерти. Искусство бальзамирования, зародившееся еще на заре египетской истории, развивалось одновременно с поиском архитектурной формы первых пирамид, давая удивительную возможность уберечь физическое тело от разложения, законсервировать его, защитить от сил хаоса для существования в вечности, сохранить его, как вместилище Ка. За долгие века совершенствования, это искусство достигло результатов, которые, несмотря на многочисленные исследования в этой области так и не были превзойдены.

— В могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего прекрасно сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который впитывал в себя влагу и высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усовершенствовался, появились более сложные гробницы, богатый погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью. Приблизительно со времени правления III династии (2707-2639 гг. до н. э.) Древнего царства из тела стали вынимать внутренности, способствующие разложению; кроме того, отныне тело хоронили уже не в скорченном положении, имитирующем позу эмбриона в утробе матери, а вытянутым, лежащим на спине. Позже завернутое в пелены тело начали покрывать слоем штука и расписывать, стараясь отобразить портретные черты умершего. Видя все несовершенство этого метода, египетские бальзамировщики продолжили свой поиск, пока не остановили свой выбор на нечерит — «божественной» природной соде или натроне, который добывался в содовых озерах Вади Натрун, расположенных в западной Дельте, и стал в итоге основным веществом, использовавшимся при изготовлении египетских мумий. К сожалению, не сохранилось ни одного собственно египетского описания процесса бальзамирования, считавшегося особо священным искусством; ввиду этого особую значимость приобрела информация, содержащаяся в «Истории» Геродота. Результаты современных исследований говорят, что в общих чертах Геродот, описывая мумификацию, был недалек от истины, однако, судя по некоторым сохранившимся текстам, таким как Магический папирус Ринд, и многочисленным изображениям, процесс мумификации был куда более сложным, чем то, что египтяне позволили увидеть и записать «отцу истории».

— Когда в семье кто-то умирал, в дом приглашали бальзамировщиков, которые переносили хат — физическое тело человека в ибу, «место очищения». Здесь начинался многоэтапный ритуал подготовки умершего к вечному существованию, воспроизводящий в драматической форме элементы легенды об Осирисе. Руководил всеми работами жрец, носивший титул хери сешета — «тот, кто над тайной», изображавший шакалоголового бога Анубиса, повелителя некрополя и господина бальзамирования. Присутствовал при мумификации и херихеб — «тот, кто над свитком» — жрец-чтец, читавший необходимые изречения и заклинания. Под их руководством работали многочисленные уту-жрецы, выполнявшие второстепенные обязанности, такие как пеленание и подготовка необходимого инвентаря.

— В ибу тело тщательно очищали при помощи воды и натрона, а затем переносили в уабет уат, «место очищения», где из него вынимали внутренности. Линию разреза в брюшной полости отмечал жрец, именуемый «писцом», а «потрошитель», изображавший Сетха, убивающего Осириса, с помощью кремневого ножа совершал само вскрытие, за что его с криками и воплями изгоняли из помещения. Приблизительно на шестнадцатый день после смерти тело клали на специальное каменное или деревянное ложе и начинали обрабатывать натроном. Высушенное натроном тело обрабатывалось несколькими видами бальзамировочных смол и масел.

— Процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых 40 отпускалось на выслушивание тела с помощью натрона. Этот срок между смертью и погребением, или же смертью и возрождением связывался с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, которая подобно умирающему и возрождающемуся божеству исчезает с неба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней. Впрочем, некоторые источники упоминают, что официальная церемония погребения некоторых представителей высшей знати иногда проходила и спустя куда более значительный срок.

— Изъятые из тела внутренности промывались, обрабатывались маслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены, клались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами. Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаружено подобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес I, матери Хуфу (2604-2581 гг. до н. э.). Изъятые при мумификации внутренности царицы были обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящик с четырьмя отделениями: лишь сердце, согласно уходящей во тьму веков традиции, могло остаться в теле. Изначально плоские, крышки этих сосудов начиная с Первого Переходного периода (2170-2025 гг. до н. э.) приобретают форму человеческой головы с портретными чертами умершего, либо изображают четырех «сыновей Хора», духов-охранителей умершего, имеющих головы человека (Имсети), шакала (Кебехсенуфа), сокола (Дуамутефа) и павиана (Хепи). Века спустя, в Новом царстве (1550-1078 гг. до н. э.) внутренности иногда заворачивали в отдельные пелены и помещали в миниатюрные ковчежцы, в свою очередь клавшиеся в ящик для каноп.

— По истечении необходимого срока тело очищали от натрона и переносили в другое помещение, называвшееся пер нефер — «дом красоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали полотном, пропитанным маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна всему телу и, в частности, лицу придавался облик живого человека, для чего также иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение все тело покрывалось тонким слоем горячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охрой или, как это было популярно в греко-римское время, украшалось листочками тонкой золотой фольги.

— В течение последних пятнадцати дней мумификации, тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. В большинстве случаев, ткань, использовавшаяся для пеленания, разрезалась на полосы шириной 10-15 см и длиной вплоть до нескольких десятков метров. Прежде всего, пеленами фиксировалось положение головы, и закреплялась нижняя челюсть; затем отдельными отрезами полотна обматывались пальцы на руках и ногах, а также половой орган у мужчин, часто закреплявшийся в итифаллическом положении. Затем пеленались руки и ноги, торс. На каждый слой ткани, пропитанный камедью и скрепленный специальными повязками, клались необходимые в этом случае амулеты и ювелирные украшения. В завершение процесса все тело с головы до ног еще раз обматывалось слоем ткани и покрывалось единой большой пеленой, закрепленной восемью специальными повязками, в Позднее время иногда украшенной сеткой из фаянсовых бус и амулетов. В Восточном институте Дюрхема, Лувре и Каирском музее сохранились папирусы с изречениями, которые должны были произноситься над телом во время его пеленания, свидетельствующие, что и эта часть бальзамирования на самом деле проходила в виде драматического ритуала.

— С эпохи Среднего царства голова и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа — склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком, ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. Освященному процессом бальзамирования телу, называющемуся отныне сах, стремились придать облик Осириса, чтобы отождествить умершего с возродившимся богом, победившим смерть.


Библиография

  • Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983.
  • В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001.
  • Ch. El Mahdy «Mummies, Myth and Magic in Ancient Egypt». — London, 1995.
  • A. Dodson , S. Ikram «The Mummy in Ancient Egypt». «Equipping the Dead for Eternity». — Cairo, 1998.
  • J. Harris , E. F. Wente «An X-ray atlas of the royal mummies». — Chicago, 1980.
  • L. Troy «Creating a god: the mummification ritual». // BACE 4 (1993)
      

ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».


© В. В. Солкин
  
«Древнеегипетский словарь»
  


А


  Аварис
  Акайваша
  Акер
  Амазис
  Аменемхет
  Аментет
  Аменхотеп
  Аменхотеп сын Хапу
  Амон
  Амулет
  Анджети
  Андрогины
  Анкх
  Анналы Тутмоса III
  Анубис
  Анукет
  Анх
  Анхкаендра
  Апис
  Апоп
  Апопи III
  Апотропей
  Априй
  Арсиноя
  Арсиноя II
  Артаба
  Арура
  Атир
  Атон
  Атрибис
  Атум
  Атур
  Аусерра Апопи
  Ахетатон
  Ахмеса папирус
  Аш
 

Б


  Ба
  Баальбек
  Бабон
  Бант жизни
  Бант Са
  Баст
  Бастет
  Бальзамирование
  Бебан
  Бедро
  Бекенренеф
  Береника
  Бес
  Благоухание
  Бокхорис
  Бубаст
  Буколы
  Букрании
  Бусирис
  Буто
  Бухис
  Бэс
 

В


  Вади-Хаммамат
  Венок оправдания
  Вепуат
  Восьмерка
 

Г


  Галабея
  Гафиры
  Геб
  Гекат
  Гелиополь
  Гераклеополь
  Гермополь великий
  Гермополь малый
  Гермоуполь
  Гиераконполь
  Гибискус
  Гиза
  Глаз Гора
  Глаз Утчат
  Головное украшение
  Головной платок
  Гор
  Гора дети
  Гораполлон
  Гор-па-Херд
 

Д


  Дануна
  Дануниты
  Дат
  Дебен
  Дебен
  Девятка богов
  Десяток
  Дешрет

  Джесер
  Джехути

  Джосер
  Дихас

  Древнее царство
  Древний мир
  Дуат
  Духи и демоны
  

Е


  Египет (Древний)
  Египет (Верхний)
  Египет (Нижний)
  Египетские мифы
  Египетские казни
 

Ж


  Жертвоприношение
  Жрец
  Жречество
 

З


  Зерец
  Знак доверия
 

И


  Иару
  Иалу
  Ибис
  Иераконполь
  Иерархия
  Иероглифы
  Иллюминирование
  Имиут
  Имхотеп
  Индиго
  Исида
  Иттауи

  Иуну

К


  Ка
   Кадеш
  Календарь
  Камеи
  Камос
  Камес
  Каркаде
  Каш
  Канна
  Каноп
  Канопа

  Катаракт
  Кебхут
  Кедет
  Кеме
  Кемет
  Киккар
  Кинза
  Ките
  Клафт
  Клеопатра
  Консервирование
  Коптос
  Коптский язык
  Коптское письмо
  Крокодилополь
  Ксилон
  Куш
 

Л


  Лагиды
  Лен
  Ливийские династии
  Ливийцы
  Ливия
  Локоть
 

М


  Маат
  Маджаи
  Мандулис
  Ман
  Манефон
  Мареотис
  Мармарика
  Матит
  Мафдет
  Махес
  Мезори
  Мемфис
  Мена
  Менес
  Менкаура
  Менкерот
  Менкет
   Меннефер
  Менхит
  Меридово озеро
  Меримутеф
  Меритсегер
  Мерт
  Меры длины
  Меры объема
  Меры массы
  Меры площади
  Метрет
  Мех
  Мехир
  Ми-ур
  Миля
  Мин
  Мина
  Мина
  Мир-ур
  Мистерии
  Мневис
  Мумия
  Мут
  Мыло
 

Н


  Небетхет
  Небтуи
  Неджес
  Нейт
  Некрополь
  Нектанеб II
  Немти
  Немху
  Непери
  Непри
  Неферибра
  Неферреху
  Нефертити
  Нефертум
  Неферуиси
  Неферуси
  Неферхотеп
  Нефтида
  Нехбет
  Нехебкау
  Нехо II
  Нехтгорхеб
  Ниибмуарийя
  Нил
  Номы
  Нун
  Нут
 

О


  Обелиск
  Одежда мужская
  Одежда женская
  Ойпе
  Оксиринах
  Оракул
  Оргия
  Осирис
 

П


  Папирус Ринда
  Папирусы
  Парасанг
  Пауни
  Пахон
  Пахт
  Пекейс
  Петесухос
  Пианхи
  Пигон
  Пиопи
  Пирамиды
  Плектр
  Поучения
  Протокол
  Псамметих I
  Псамметих II
  Псамметих III
  Псамтик
  Пта
  Птах
  Птолемаида
  Птолемаис
  Птолемеи
  Птолемей
  Пунт
 
 

Р


  Ра
   Рамессеум
  Рамсес
  Рат-Тауи
  Ре
  Ремен
  Рененутет
  Речение Неферти
  Розеттский камень
 

С


  Са
  Саис
  Саисский Египет
   Саптах
  Сатис
  Сахмет
  Себек
  Себуимекер
  Секененра
  Секененра Таа
  Семеры
  Сенус
  Сенусерт
  Сеп
  Сепа
  Сепет
  Серкет
  Селкет
  Сет
  Сета
  Сети
  Сетх
  Сехмет
  Сешат
  Сиа
  Систр
  Сказки
  Скарабей
  Слоновая кость
  Снофру
  Сокар
  Сопду
  Сотер
  Сохмет
  Спитам
  Среднее царство
  Стадий
  Старое царство
  Стекло
  Сутех
  Сухос
  Суэтский канал
 

Т


  Таит
  Талант
  Татенен
  Таурт
  Тахарка
  Теб
  Тексты Пирамид
  Тексты Саркофагов
  Тененет
  Теон
  Термутис
  Тефнут
  Тиби
  Тин
  Тинис
  Тот
  Тот
  Тулуниды
  Турша
  Тут
  Тутанхамон
  Тутмос
 

У


  Уаджит
  Уасет
  Уах-аб-Ра
  Уахибра
  Уджагорресент
  Упуат
  Уто
 

Ф


  Файюм
  Фаменот
  Фаофи

  Фараон
  Фармути
  Фаюм
  Фиваида
  Фивы
  Филы
  Фустат
  Фут
 

Х


  Хапи
  Хар
  Харемхеб
  Хатмехит
  Хатор
  Хатхор
  Хатшепсут
  Хау-Небу
  Хафра
  Хедихати
  Хекат
  Хекет
  Хентиаменти
  Хентиуше
  Хентихети
  Хену
  Хеопс
  Хепри
  Херихор
  Херишеф
  Херфуф
  Хет
   Хет Ка Птах
  Хефрен
  Хирхуф
  Хнум
  Хор
  Хонсу
  Хоремхеб
  Хояк
  Хуфу
  Хуфхор
 

Ч


  Чененет
  Чени
  Часы
 

Ш


  Шабака
  Шаг
  Шати
  Шаи
  Шем
  Шесемтет
  Шесему
  Шесп
  Шешонк I
  Шрифты
  Шу
 

Э


  Эдфу
  Эллинизм
  Эмфитевсис
  Эннеада
  Эпистат
  Эпифи
  Эхетатон
 

Я


  Яхмос
  Яхмос I
  Яхмос II
  Ячмень
 


Меню Главная О сайте

egiptslov@mail.ru