Древнеегипетский словарь

 

Амон


О дин из важнейших богов египетского пантеона, имя которого переводится как «скрытый», «сокровенный». Изображался в облике мужчины с кожей голубого или золотого цвета, увенчанного шути — ступообразной короной, украшенной двумя страусиными перьями. Иногда Амон также предстает в облике своих священных животных — овна и гуся. «Скрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый» величайший, чтобы быть познанным, могущественнейший, чтобы быть узнанным» (из Лейденского гимна богу), Амон — изначально бог неба и грозы, позже — «великая сокровенная душа, что над всеми богами», предвечный и непознаваемый владыка вселенной, который, согласно некоторым текстам, произнесший в момент творения изначальное слово, поднявшись в облике птицы над водами хаоса.

— В Фивах Амон почитался как супруг богини Мут и отец Хонсу; величественный храм бога в Карнаке и поныне потрясает воображение своей грандиозностью и является самым значительным египетским храмом эпохи Нового царства (1550 — 1078 гг. до н. э.). Амон в одной из своих ипостасей (Амон Камутеф) также почитался в итифаллической форме, часто отождествляясь с богом плодородия Мином. В Карнаке Амон считался владыкой местной Эннеады, Ипетсут песеджет, в которую, помимо богов Эннеады Гелиополя, входили Хор, Хатхор и некоторые божества Арманта.

— Имя Амона впервые упоминается в «Текстах пирамид»; как Амон Кематеф, вместе со своим женским дополнением Амаунет, бог почитался в числе восьми предвечных хтонических божеств Огдоады Гермополя и изображался в виде лягушки или змея, в знак возрождения скидывающего свою кожу. Древнейшие храмы Амона были воздвигнуты в Фивах, где он почитался как локальное божество с конца правления VI династии (2347 — 2216 гг. до н. э.). Рост значимости культа бога был связан с воцарением фараона XI династии Ментухотепа II (2046 — 1995 г. до н. э.), фиванца по происхождению, выдвинувшего бога-покровителя своего города в число величайших божеств древнего мира. Уже в «белом святилище» Сенусерта I (1956 — 1911 гг. до н. э.) в Карнаке Амон величается титулом «царь богов». Средним царством датируются древнейшие сохранившиеся до нашего времени постройки в центральном святилище бога — Карнакском храме.

— В эпоху Нового царства Амон был отождествлен с богом солнца Ра; Амон-Ра, фиванская ипостась солнечного божества, стала «государственным» богом, покровительствовавшим завоевательным походам фараонов XVIII-XX династий, владыкой великого египетского царства, простиравшегося от берегов Евфрата на севере до четвертого порога Нила на юге. В конце правления XX династии фиванское жречество Амона использовало популярность культа бога для утверждения независимого теократического государства бога Амона со столицей в Карнаке. Кроме того, новая теологическая доктрина, созданная фиванским жречеством, утверждала, что именно Амон в облике великого змея Кематефа создал все остальные города и их локальных богов, упокоившись после этого в Фивах, под священным холмом Джеме на территории храма в Мединет Абу.

— Возвышение фараонов-нубийцев XXV династии привело к возрождению государственного характера культа Амона; второе великое святилище бога, находившееся у священной горы Гебель Баркал на севере Судана, было объявлено «южным Карнаком», столицей нового государства кушитских фараонов. Также в Нубии, в Вади эс-Себуа почиталась особая ипостась бога — Амон Путей, покровительствовавшая путешественникам и странникам; также считалось, что магическая сила великого имени Амона защищала находящегося на воде.

— Согласно текстам крипт птолемеевского храма богини Опет в Карнаке, Амон — великая божественная сила, одухотворяющая всю вселенную, ба Бога предвечного. Рельефы северной крипты храма изображают десять бау солнечного Амона-Ра. Каждая из этих душ персонифицирует одну из божественных энергий бога, одухотворяющих мир: солнце (правый глаз), луну (левый глаз), воздушное пространство (Шу), воды предвечные (Нун), огонь (Тефнут), человечество (жизненная сила ка царя), все земные четвероногие существа, все крылатые существа, все твари подводные (бог-крокодил из Шедет), силы подземные (бог-змей Нехебкау). Могущество души бога наполняло своей животворящей силой его тело; это совершенно очевидно, если учитывать расположенное на стене этой же крипты изображение итифаллической птицы с головой Амона, которая парит над пробуждающимся в окружении Исиды и Нефтиды Осирисом. Надпись рядом гласит: «Амон, почитаемая ба Осириса».

— Согласно изображениям, высеченным на стенах храма Хатшепсут (1479 — 1458 гг. до н. э.) в Дейр эль-Бахри, храма в Луксоре и Рамессеума, именно Амон приходился божественным отцом каждого фараона, зачиная его с царицей-матерью во время теогамии — божественного брака, заключаемого на небесах по воле бога. Раз в год, во время великого общегосударственного праздника Опет, Амон Карнакский, посещая на своей священной ладье Усерхетамон, увенчанной эгидами с головами овнов, храм в Луксоре, символически вновь рождал своего сына — божественного царя. В этих важнейших ритуалах участвовали фараон, его супруга, другие члены царской семьи, исполнявшие второстепенные роли. Cоюз царственной пары становился, таким образом, подобием божественного брака, во время которого царь не только уподоблялся Амону, зачинающего своего сына, но и сливался с образом бога, «обновляя» тем самым свои потенциалы и вновь доказывая свое неизменное право на божественное творение, правление, поддержание Маат. Сам Амон в момент теогамии также изменял свою сущность: из вселенского владыки, повелителя Карнака, он на короткое время проявлялся как «Амон-Ра, Владыка своего Гарема», т. е. Амон Луксорский, отец царя. Как только царь получает возрождение, или «повторение рождений» в мир, Амон вновь становится предвечным божеством, «Владыкой Небес, Царем Богов». В основе двух ипостасей Амона — «Карнакского» и «Луксорского» лежит единый образ божества; их основное различие состояло в том, что в отличие от «вселенского властителя» в Карнаке, Южный Амон, прежде всего, выполняет функции божественного предка царя, поминальный культ которого поддерживается его земным наследником.

— В основе египетского понимания мироздания лежала взаимосвязь божественной и царской власти: Амон обеспечивал существование царя, его «возлюбленный сын» поддерживал цикличность бессмертного бытия бога. Божественное присутствие чувствуется в каждом действии фараонов как внутри страны, так и во внешнеполитических перипетиях: Амон стоит за спиной Рамсеса II (1279 — 1212 гг. до н. э.) во время Кадешской битвы, Амон дарует победы Тутмосу III (1479 — 1425 гг. до н. э.) в обмен на воздвигнутые царем храмы, Амон повергает к стопам Аменхотепа III (1388 — 1351 гг. до н. э.) все стороны света, который в милости своей одаривает их «дыханием жизни».

— С эпохи Нового царства особое значение придавалась оракулу Амона Карнакского, посредством которого решались важнейшие государственные дела, а также утверждались претенденты на пост верховного жреца бога. В оазисе Сива находился другой, не менее знаменитый оракул Амона, признавший сыном бога Александра Македонского. Храмы и святилища Амона также находились в Солебе, Герф Хуссейне, Абу-Симбеле, Дерре, Каве, Пнубсе, Саи, Гемпаатоне, Напате и многих других городах и селениях Нубии; в Вади Мийа (Восточная пустыня), Пер-Рамсесе, и, наконец, в Танисе; здесь в ограде храма бога в 1938 году экспедицией П. Монтэ были обнаружены гробницы царей XXI династии, сокровища которых могут быть сравнимы только с содержимым гробницы Тутанхамона.

— На протяжении многих веков особой популярностью в Фивах пользовалась особенно милостивая ипостась бога — «Амон, слушающий просящего». Этому божеству были воздвигнуты бесчисленные стелы, многие из которых украшены изображениями ушей бога, «внимающего молитвам, отзывающегося на призыв несчастного, дающего дыхание жизни несчастному».

— Верховный жрец храма Амона в Карнаке носил титул хем нечер тепи эн Амон, или «первый раб бога Амона», ему подчинялись бесчисленные слуги и огромное хозяйство владыки Фив. Во время III Переходного периода (1078 — 525 гг. до н. э.) управление храмом перешло в руки верховной жрицы, «супруги бога», которая давала обет безбрачия и выбирала свою преемницу из числа дочерей правящего фараона. Последняя известная «супруга бога», Анхнеснеферибра II, возглавляла жречество Амона вплоть до завоевания Египта персами в 525 г. до н. э.


Библиография

  • Я. Ассман «Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации». — М., 1999.
  • Э. Е. Кормышева «Религия Куша».— М., 1984.
  • М. А. Коростовцев «Религия древнего Египта». — М., 1976.
  • К. Михаловский «Карнак». — Варшава, 1970.
  • О. И. Павлова «Амон Фиванский. Ранняя история культа». — М., 1984.
  • В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001.
  • «Жилище бога в Нубийской пустыне». // Вокруг света, 10 (1991). С. 28-33.
  • J. Assmann «Egyptian solar religion in the New Kingdom: Ra, Amun and the crisis of polytheism». — London, 1995.
  • P. Barguet «Le temple d'Amon-Re a Karnak: essai d'exegese». — Le Caire, 1962.
  • S. -A Naguib. «Le Clerge Feminin d'Amon Thebain a la 21e Dynastie». — Leuven, 1990.
  • E. Otto «Osiris und Amun, Kult und Heilige Statten». — Munich, 1966.
  • K. Sethe «Amun und die acht Urgotter». — Leipzig, 1929.
  • G. A. Wainright «The Relationship of Amun to Zeus and his Connection with Meteorites. // JEA 16 (1930), pp. 35-39.
  • G. A. Wainright «The Origin of Amun». // JEA 49 (1963), pp. 21-24.
  • J. Zandee «De Hymnen aan Amon von Papyrus Leiden 1350». — Leiden, 1948.
     

ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».


© В. В. Солкин
  
«Древнеегипетский словарь»
  


А


  Аварис
  Акайваша
  Акер
  Амазис
  Аменемхет
  Аментет
  Аменхотеп
  Аменхотеп сын Хапу
  Амон
  Амулет
  Анджети
  Андрогины
  Анкх
  Анналы Тутмоса III
  Анубис
  Анукет
  Анх
  Анхкаендра
  Апис
  Апоп
  Апопи III
  Апотропей
  Априй
  Арсиноя
  Арсиноя II
  Артаба
  Арура
  Атир
  Атон
  Атрибис
  Атум
  Атур
  Аусерра Апопи
  Ахетатон
  Ахмеса папирус
  Аш
 

Б


  Ба
  Баальбек
  Бабон
  Бант жизни
  Бант Са
  Баст
  Бастет
  Бальзамирование
  Бебан
  Бедро
  Бекенренеф
  Береника
  Бес
  Благоухание
  Бокхорис
  Бубаст
  Буколы
  Букрании
  Бусирис
  Буто
  Бухис
  Бэс
 

В


  Вади-Хаммамат
  Венок оправдания
  Вепуат
  Восьмерка
 

Г


  Галабея
  Гафиры
  Геб
  Гекат
  Гелиополь
  Гераклеополь
  Гермополь великий
  Гермополь малый
  Гермоуполь
  Гиераконполь
  Гибискус
  Гиза
  Глаз Гора
  Глаз Утчат
  Головное украшение
  Головной платок
  Гор
  Гора дети
  Гораполлон
  Гор-па-Херд
 

Д


  Дануна
  Дануниты
  Дат
  Дебен
  Дебен
  Девятка богов
  Десяток
  Дешрет

  Джесер
  Джехути

  Джосер
  Дихас

  Древнее царство
  Древний мир
  Дуат
  Духи и демоны
  

Е


  Египет (Древний)
  Египет (Верхний)
  Египет (Нижний)
  Египетские мифы
  Египетские казни
 

Ж


  Жертвоприношение
  Жрец
  Жречество
 

З


  Зерец
  Знак доверия
 

И


  Иару
  Иалу
  Ибис
  Иераконполь
  Иерархия
  Иероглифы
  Иллюминирование
  Имиут
  Имхотеп
  Индиго
  Исида
  Иттауи

  Иуну

К


  Ка
   Кадеш
  Календарь
  Камеи
  Камос
  Камес
  Каркаде
  Каш
  Канна
  Каноп
  Канопа

  Катаракт
  Кебхут
  Кедет
  Кеме
  Кемет
  Киккар
  Кинза
  Ките
  Клафт
  Клеопатра
  Консервирование
  Коптос
  Коптский язык
  Коптское письмо
  Крокодилополь
  Ксилон
  Куш
 

Л


  Лагиды
  Лен
  Ливийские династии
  Ливийцы
  Ливия
  Локоть
 

М


  Маат
  Маджаи
  Мандулис
  Ман
  Манефон
  Мареотис
  Мармарика
  Матит
  Мафдет
  Махес
  Мезори
  Мемфис
  Мена
  Менес
  Менкаура
  Менкерот
  Менкет
   Меннефер
  Менхит
  Меридово озеро
  Меримутеф
  Меритсегер
  Мерт
  Меры длины
  Меры объема
  Меры массы
  Меры площади
  Метрет
  Мех
  Мехир
  Ми-ур
  Миля
  Мин
  Мина
  Мина
  Мир-ур
  Мистерии
  Мневис
  Мумия
  Мут
  Мыло
 

Н


  Небетхет
  Небтуи
  Неджес
  Нейт
  Некрополь
  Нектанеб II
  Немти
  Немху
  Непери
  Непри
  Неферибра
  Неферреху
  Нефертити
  Нефертум
  Неферуиси
  Неферуси
  Неферхотеп
  Нефтида
  Нехбет
  Нехебкау
  Нехо II
  Нехтгорхеб
  Ниибмуарийя
  Нил
  Номы
  Нун
  Нут
 

О


  Обелиск
  Одежда мужская
  Одежда женская
  Ойпе
  Оксиринах
  Оракул
  Оргия
  Осирис
 

П


  Папирус Ринда
  Папирусы
  Парасанг
  Пауни
  Пахон
  Пахт
  Пекейс
  Петесухос
  Пианхи
  Пигон
  Пиопи
  Пирамиды
  Плектр
  Поучения
  Протокол
  Псамметих I
  Псамметих II
  Псамметих III
  Псамтик
  Пта
  Птах
  Птолемаида
  Птолемаис
  Птолемеи
  Птолемей
  Пунт
 
 

Р


  Ра
   Рамессеум
  Рамсес
  Рат-Тауи
  Ре
  Ремен
  Рененутет
  Речение Неферти
  Розеттский камень
 

С


  Са
  Саис
  Саисский Египет
   Саптах
  Сатис
  Сахмет
  Себек
  Себуимекер
  Секененра
  Секененра Таа
  Семеры
  Сенус
  Сенусерт
  Сеп
  Сепа
  Сепет
  Серкет
  Селкет
  Сет
  Сета
  Сети
  Сетх
  Сехмет
  Сешат
  Сиа
  Систр
  Сказки
  Скарабей
  Слоновая кость
  Снофру
  Сокар
  Сопду
  Сотер
  Сохмет
  Спитам
  Среднее царство
  Стадий
  Старое царство
  Стекло
  Сутех
  Сухос
  Суэтский канал
 

Т


  Таит
  Талант
  Татенен
  Таурт
  Тахарка
  Теб
  Тексты Пирамид
  Тексты Саркофагов
  Тененет
  Теон
  Термутис
  Тефнут
  Тиби
  Тин
  Тинис
  Тот
  Тот
  Тулуниды
  Турша
  Тут
  Тутанхамон
  Тутмос
 

У


  Уаджит
  Уасет
  Уах-аб-Ра
  Уахибра
  Уджагорресент
  Упуат
  Уто
 

Ф


  Файюм
  Фаменот
  Фаофи

  Фараон
  Фармути
  Фаюм
  Фиваида
  Фивы
  Филы
  Фустат
  Фут
 

Х


  Хапи
  Хар
  Харемхеб
  Хатмехит
  Хатор
  Хатхор
  Хатшепсут
  Хау-Небу
  Хафра
  Хедихати
  Хекат
  Хекет
  Хентиаменти
  Хентиуше
  Хентихети
  Хену
  Хеопс
  Хепри
  Херихор
  Херишеф
  Херфуф
  Хет
   Хет Ка Птах
  Хефрен
  Хирхуф
  Хнум
  Хор
  Хонсу
  Хоремхеб
  Хояк
  Хуфу
  Хуфхор
 

Ч


  Чененет
  Чени
  Часы
 

Ш


  Шабака
  Шаг
  Шати
  Шаи
  Шем
  Шесемтет
  Шесему
  Шесп
  Шешонк I
  Шрифты
  Шу
 

Э


  Эдфу
  Эллинизм
  Эмфитевсис
  Эннеада
  Эпистат
  Эпифи
  Эхетатон
 

Я


  Яхмос
  Яхмос I
  Яхмос II
  Ячмень
 


Меню Главная О сайте

egiptslov@mail.ru